Интелл-сервис

социальная деятельность

Главная Социальная деятельность Праздник Урожая О месяцеслове

О месяцеслове



Русский природный обрядово-
земледельческий календарь по
Б. Рыбакову

Месяцеслов – старинное название народного календаря, описывающего каждый день месяца с его приметами, обрядами, соответствующими играми и песнями.

В древних текстах звёздное небо называлось Сварга, а его круговое движение – Колесо Сварога. Небо укреплено у Полярной или Седава-звезды, на Стожаре-Стлязи – небесной оси. Оно проворачивается вокруг Стожара за одни сутки, а Стожара делает оборот за год. Самое же медленное, ведомое только мудрецам вращение, длится около 27-ми тысяч лет. И приводит это вращение к тому, что медленно сменяют друг друга зодиакальные созвездия, видимые в момент весеннего равноденствия на Севере. Это время именуют Сутками Сварога. Они делятся на двенадцать зодиакальных эпох, каждая из которых продолжается чуть более двух тысяч лет.

Солнце движется по поясу солнопутья и переходит за одну зодиакальную эпоху из одного знака зодиака в другой. Ныне мы живем в лютую эпоху Рыб, близится эпоха Водолея.

Первоначально все праздники и будни совпадали с циклом жизни Земли и её движением среди звёзд, поэтому празднование дней по старому календарю – есть приобщение к природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля – живая. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них – перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Матери.

Тысячи лет календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить, сохранять физическое и душевное здоровье. Год, поделённый на двенадцать частей, изображался на ритуальных чашах, вышивках и каждому месяцу соответствовал особый знак. Годовое колесо – Коло Сварога – несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого.

После принятия христианства на русские праздники наложились христианские названия. И до сих пор под христианскими обрядами и святыми проступают древние названия и смысл. Взять хотя бы Рождество (Коляду), Сырную неделю (Масленицу) или Рождество Иоанна Крестителя (Купало). Власий заменил Велеса, Илья – Перуна, Егорий – Ярилу, Богородица – Мать Сыру-Землю и т.д. Лишь отмечание праздника весеннего равноденствия по лунно-солнечному календарю смещает даты древних весенних праздников по пасхальному циклу. Но до сих пор сохранилась поговорка о том, что не Пасха, а Благовещенье (25 марта по старому стилю, на момент принятия юлианского календаря – день следующий после дня весеннего равноденствия) «самый большой у бога праздник», хотя некоторые обряды Благовещенья (Зимобор) повторяются и на Пасху (Велик-день). А старорусское название Пасхи – Велик-день подтверждает, что это был празднк великого дня, когда день становился больше ночи.